Александр
ЛЕОНТЬЕВ
Начнем с хорошей новости: украинский ВВП обвалился по итогам
первого квартала только на 25,5%. А ведь злопыхатели и
недоброжелатели прогнозировали, что он обвалится на все тридцать.
Таким образом, и те и другие оказались снова посрамлены. И если
считать от прогноза, то дела в стране явно пошли в гору. А все
благодаря кому бы вы думали? (УНИАН)
Начнем с хорошей новости: украинский ВВП
обвалился по итогам первого квартала только на 25,5%. А ведь
злопыхатели и недоброжелатели прогнозировали, что он обвалится на
все тридцать. Таким образом, и те и другие оказались снова
посрамлены. И если считать от прогноза, то дела в стране явно пошли
в гору. А все благодаря кому бы вы думали? (УНИАН)
Вторая хорошая новость для правительства: МВФ в лице Джейлы
Пазарбазиолу уже пообещал ЮВТ выплатить второй транш кредита.
Кабмин и Международный валютный фонд подписали меморандум.
Теперь правительство получит такие желанные деньги, а МВФ этим
траншем обеспечит дальнейшую уплату украинскими банками внешних
долгов. После чего хоть трава не расти. Премьер пойдет на выборы, а
МВФ получит оправдание своей дальнейшей деятельности в качестве
насоса, перекачивающего частные и корпоративные долги украинских
предпринимателей в государственные. С дальнейшим перекачиванием их
за океан. Это, конечно, откровенный цинизм со стороны МВФ –
давать кредит под возврат иностранных кредитов. А как бы вы
хотели?..
Правительство в дополнениях к Меморандуму об экономической и
финансовой политике, согласованному во время пребывания миссии МВФ
в Украине, обязалось до конца октября 2009 г. создать условия для
обеспечения возможности досрочного снятия вкладчиками средств с
депозитных вкладов во всех банках. В это мало верится, поскольку
ранее это ограничение обязывались снять до конца апреля. А ситуация
с мировым кризисом к октябрю может еще ухудшиться. Сомнительно, что
до октября будут решены проблемы с депозитами. Сомнительно, чтобы
эти депозиты вообще когда-то вернули. В завалившихся банках
застряли не только депозиты, но зарплаты и пенсии. Хотя мы,
конечно, все поголовно оптимисты.
«Регионалы» утверждают, что премьер подыгрывает МВФ в собственных
предвыборных целях. И ожидают, что превращение частных долгов
отдельных украинских финансовых учреждений в государственный долг
может обрушить всю украинскую экономику.
Единственной целью предоставления Украине кредита МВФ является,
по мнению оппозиции, возвращение прежних долгов западным банкам.
Руководитель парламентского комитета по вопросам финансов и
банковской деятельности, депутат от ПР Азаров считает, что глава
правительства лукавит: «Украина за последние четыре года задолжала
западным банкам более 100 миллиардов долларов… сможет ли
Украина вернуть эти средства?»
«Куда пойдет этот кредит? На рекапитализацию – то есть на
увеличение уставного капитала банка. Правительство берет
обязательство выкупить банк-банкрот, тем самым принимая на себя
ответственность за его долги».
Действительно, программа рекапитализации банков с помощью кредита
МВФ – по сути и есть тот денежный насос, который перекачивает
корпоративные долги западным кредиторам в госдолг Украины.
ЮВТ обещает, что будет спасать «банки, которые совершенно
прекратили расчеты и которые разграблены собственниками и теми, кто
вокруг собственников находится». Но мало ли что она обещала?
Впрочем, даже рекапитализация вряд ли спасет банки. Правительство
ожидает, что банки оперативно начнут возвращать депозиты
вкладчикам. Но тогда деньги граждан снова уйдут под матрасы,
поскольку уровень доверия к банкам вряд ли повысится в обозримой
перспективе. То есть, даже восстановить объемы активных операций
рекапитализацей банков не удастся. Вчера Кабмин уничтожал банк
«Надра» (а вместе с ним доверие к НБУ и ко всей банковской
системе), а сегодня говорит о необходимости спасения банков. Где же
логика?
Банкиры и чиновники утверждают, что увеличение капитала банков
позволит им возобновить свою платежеспособность. Но что дает нам
основания верить этим банкирам и чиновникам? Насколько правдивыми
оказывались их прежние обещания? Банкиры торопят и пугают: чем
позже государство зайдет в банк, тем больше денег придется
потратить на его оздоровление. Батюшки-светы, да почему же это
за народные деньги, за деньги бюджета нужно спасать проворовавшихся
и проигравшихся на бирже коммерсантов? Что это за капитализм такой,
где прогоревших спекулянтов надо спасать, собирая с миру по нитке!
Какова же хотя бы материальная ответственность самих спекулянтов?
Где находится их личное имущество?
Тем временем процесс рекапитализации банков обретает черты
масштабной государственной аферы, которую можно сравнить разве что
с ваучерной приватизацией, трастами и пр. Отнюдь не случайно и
отсутствие понятной процедуры рекапитализации, и промедление с
предоставлением финансовой помощи завалившимся на бок банкам. Да и
далеко не всем ее предоставят. По требованию МВФ помогут только
крупным банкам.
Объясняется такая тактика не только нехваткой бюджетных средств.
Эксперты считают, что банки обращаются за рекапитализацией только
после того, как вынесут из своих сейфов все что только можно оттуда
вынести. Это не только банк «Надра», который неведомо куда истратил
не только собственные деньги (хотя на самом деле это деньги не
банка, а вкладчиков), но и более 7 млрд. грн., которые НБУ выделил
ему на рефинансирование.
Трудно представить, чтобы исчезновение таких огромных сумм могло
остаться вне поля зрения правительственных чиновников и
правоохранительных органов. Тем более вне поля зрения финансового
регулятора. Хотя теоретически и нельзя исключить, что в
правительстве и НБУ действительно плохо видят. Объявленный перечень
кандидатов на финансовую помощь государства из семи банков является
не то чтобы очень неожиданным, по вопросы возникают.
Волынка тянулась бы и дальше, если бы не строгое требование МВФ в
лице Джейлы Пазарбазиолу. Можно не сомневаться, что после
предоставления очередного транша МВФ эти деньги отправятся по
тому же адресу, куда отправился и предыдущий транш. Их там уже
давно с нетерпением ждут. А в МВФ (и лично Пазарбазиолу) не
дождутся, как после этого устремится ввысь курс гривни. Надо бы и
нам подготовиться.
Афера разворачивается на наших глазах при нашем же пассивном
участии. Несмотря на замысловатые финансовые схемы и ссылки на
американский (а то какой же?) финансовый опыт, замысел этой аферы
весьма прост. Суть ее в том, чтобы дать возможность
проторговавшимся, пробанкировавшимся и проворовавшимся банкам
отделить ту относительно небольшую часть своих активов, которые
имеют реальную ценность, от так называемых токсичных активов и
вывести их в безопасное место. А так называемые токсичные активы
сбросить государству – пусть пользуются.
В то же время, если параллельно с рекапитализацией банков начнется
отток депозитов, то рекапитализация просто теряет всякий смысл: 44
млрд. не хватит. Депозиты оценивают в 200 млрд. Потому вкладчикам
радоваться рано. И пока депозиты, очевидно, останутся
замороженными.
Хотя здравый смысл нам подсказывает, что государственная финансовая
политика (если бы, конечно, таковая существовала в реальной
действительности) должна быть прямо противоположной. Государство:
правительство, прокуратура, МВД, налоговая служба и пр. –
вместо того, чтобы создавать механизмы вывода банкирами «живых
активов», должны были бы озаботиться в первую очередь тем, чтобы
описать то имущество банков, которое представляет собой хоть
какую-то ценность. А затем уже думать над схемами рекапитализации.
Ну да где ее взять эту государственную политику?
Все же вызывает восхищение и изумление та быстрота реакции, с
которой ЮВТ отреагировала на провал поданных в ВР законопроектов по
меморандуму с МВФ. Вместо соответствующих законопроектов были
приняты постановления Кабмина. Чем представитель МВФ Пазарбазиолу
якобы удовлетворилась. Решения, дескать, были сложными, но нужными.
Хотя ЮВТ здесь никаких особенных сложностей не видит. Также
Пазарбазиолу пообещала поспособствовать скорому предоставлению
третьего транша, поскольку, по ее мнению, в Украине наблюдаются
положительные тенденции с наполнением бюджета, снижением инфляции и
пр. Теперь следует ожидать распространения этой практики Кабмина на
всю бюджетную и социальную сферу. Пусть в ВР депутаты локти
кусают.
Также Кабмин договорился с МВФ о том, что при необходимости
госбюджет будет пересмотрен до конца мая. Джейла Пазарбазиолу: «В
ближайшие месяцы мы продолжим тщательно отслеживать развитие
событий в фискальном секторе, и при необходимости принимать меры
коррекции бюджета до конца мая, консультируясь с МВФ». В переводе
на понятный язык это означает, что бюджет нам составлять будут в
Вашингтоне. Еще МВФ требует утверждения в мае концепции газового
рынка, которая фактически отменит градацию цен на газ для разных
категорий потребителей.
Что на практике приведет к повышению всех коммунальных тарифов.
Проблема будет и с введением рыночного курса гривни. Этого МВФ
требовал давно. И это правильно. Но практически осуществить
невозможно. Вряд ли НБУ и Кабмин согласятся отпустить гривню в
свободное плавание. Также упоминается сокращение льгот. Вопрос
только в том, с кого начнем это сокращение? Борьба с льготами и
упрощенным налогообложением означает, что Кабмин хочет прикрыться
меморандумом МВФ для затягивания поясов у собственных граждан. В
Украине за все заплатит малый бизнес и малый украинец. В результате
чего малый бизнес наверняка уйдет в тень.
Джейла Пазарбазиолу: «40% кредитов принадлежат западным банкам (в
основном зоны ЕС). Источников финансирования дефицита бюджета в
Украине нет. Необходимы реформы пенсионного и газового сектора.
Тогда мы предоставим им помощь. (Би-би-си)
Александр
ЛЕОНТЬЕВ
Добавить комментарий