(«The Washington Post», США)
Дмитрий Медведев,
31 марта 2009
Трудно оспорить пессимистичные оценки российско-американских
отношений, которые превалировали в конце прошлого года. К
сожалению, отношения ухудшились из-за планов предыдущей
администрации США — в частности, по развертыванию американской
глобальной системы противоракетной обороны в Восточной Европе,
попыток передвинуть границы НАТО на восток и отказа от ратификации
Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Все эти позиции
подрывали интересы России, и в случае их реализации неизбежно
потребовали бы ответа с нашей стороны.
Я считаю, что ликвидация таких препятствий
хорошим отношениям была бы выгодна обеим странам — особенно
ликвидация «токсичных активов» с целью пополнения негативного
баланса — а также выгодна всему миру.
Для этого потребуются совместные усилия. Произошедший в этом году
обмен посланиями между мной и президентом Обамой продемонстрировал
готовность обеих сторон к построению зрелых двусторонних отношений
в деловой и прагматичной манере. Для этого у нас есть «дорожная
карта» — декларация о стратегических отношениях, подписанная нашими
странами в Сочи в 2008 году. Крайне важно воплотить в жизнь те
позитивные идеи, которые содержатся в декларации. Мы к этому
готовы.
Возможных областей сотрудничества великое множество. Например, я
согласен с президентом Обамой в том, что возобновление процесса
разоружения должно стать нашим ближайшим приоритетом. Желание
обеспечить абсолютную безопасность в одностороннем порядке является
опасным заблуждением. Меня обнадеживает то, что наши новые партнеры
в Вашингтоне осознают это.
Похоже, все мы понимаем необходимость поиска совместных решений
проблем Афганистана с участием всех влиятельных игроков. Действуя в
этом духе, Москва организовала проведение представительной
конференции по Афганистану под эгидой Шанхайской организации
сотрудничества. Мы приветствуем выдвинутую США инициативу о созыве
международной конференции ООН в Нидерландах. Крайне важно, что
Россия и Соединенные Штаты расценивают эти конференции как взаимно
дополняющие друг друга, а не как соперничество двух стран.
Ни Россия, ни Соединенные Штаты не могут мириться с пассивностью и
безразличием в наших отношениях. Я говорил в Вашингтоне в ноябре
прошлого года о необходимости положить конец кризису доверия. Для
начала мы должны договориться, что преодолеть наше общее негативное
наследие можно, лишь обеспечив равенство и взаимную выгоду, а также
приняв во внимание наши обоюдные интересы. Я готов к такой
совместной работе с президентом Обамой на основе этих принципов, и
я надеюсь начать ее уже завтра, на нашей первой встрече в Лондоне
перед саммитом «Группы 20».
Состояние мировой экономики вызывает у всех нас большую
обеспокоенность. Мы можем обеспечить жизнеспособность мировой
финансовой системы лишь путем построения ее взаимодополняющей
архитектуры, основанной на диверсифицированной системе региональных
резервных валют и финансовых центров. Во время саммита Россия и
Соединенные Штаты смогут возглавить усилия по созданию
универсальных правил и порядков, которые будут действовать в
отношении всех без исключения сторон. Мы должны также вместе
подумать о целесообразности введения мировой наднациональной
резервной валюты, возможно, под эгидой Международного валютного
фонда.
В двусторонних отношениях нам нужно больше успешных инвестиционных
проектов, совместных исследований и разработок компаний, нам надо
наращивать торговлю высокотехнологичной продукцией.
С окончанием «холодной войны» и последовавшей за ней глобализацией
в корне изменился геополитический контекст наших отношений, и
существенно выросло значение руководства. Сегодня эффективное
руководство должно быть коллективным, основанным на желании и
способности находить общие знаменатели в интересах международного
сообщества и основных групп государств. Саммиты «Группы 20»
являются крупным шагом в этом направлении.
Я убежден, что Россия и Соединенные Штаты могут многое предложить
миру, сохраняя при этом нашу особую ответственность в мировых
делах. Такие возможности более всего видны в вопросах
стратегической стабильности и ядерной безопасности. Характер
российско-американских отношений в значительной мере определяет
трансатлантическую политику, основой которой могло бы стать
трехстороннее сотрудничество между Европейским союзом, Россией и
США.
Необходимость перезапуска нашего сотрудничества подсказана отчасти
историей наших отношений, которая включает в себя целый ряд весьма
эмоциональных моментов: дипломатическую поддержку России
Соединенным Штатам на критических этапах развития Америки, нашу
совместную борьбу с фашизмом и эпоху разрядки.
В своем инаугурационном обращении президент Обама недвусмысленно
выразил свое понимание того, что Соединенные Штаты должны меняться
вместе с остальным миром. Его речь произвела на меня глубокое
впечатление своей непредвзятой оценкой проблем Америки. Я согласен,
что величие никогда не является чем-то данным. Его надо
заслужить.
Еще давно Алексис де Токвиль (Alexis de Tocqueville) предсказал
великое будущее двум нашим странам. Пока каждая страна пытается
доказать истинность этих слов себе самой и всему миру, действуя в
одиночку. Я твердо верю в то, что на этом витке истории мы должны
действовать вместе. Мир ждет, что Россия и Соединенные Штаты
предпримут энергичные шаги для установления климата доверия и
доброй воли в глобальной политике, что они не станут томиться в
бездействии и разобщенности. Мы не можем обмануть эти ожидания.
Автор статьи — президент Российской Федерации
Добавить комментарий