Чтобы поднять экономику Америки, отмените санкции против ее врагов

Чтобы поднять экономику Америки, отмените санкции против ее врагов

(«Christian Science Monitor», США)
Брайан Эрли (Bryan R. Early), 25 марта 2009

Почему сегодня, когда Соединенные Штаты сталкиваются с самым
мощным со времен Великой депрессии кризисом, правительство страны
по-прежнему активнее всех остальных применяет экономические
санкции?
Учитывая те экономические условия, в которых оказалась страна, а
также стремление президента Обамы восстановить репутацию США за
рубежом, американскому правительству следует провести переоценку
своей политики применения санкций.

Проводя анализ международной реакции на
экономические санкции со стороны США, я сделал ряд удивительных
открытий в отношении того эффекта, который введенные санкции
оказали на торговлю попавших под них стран с другими государствами.
Изучив 100 с лишним случаев применения санкций Соединенными Штатами
в период с 1950 по 2000 годы, я обнаружил, что союзники США
постоянно и последовательно использовали те благоприятные
коммерческие возможности, которые возникали с введением санкций,
причем использовали их к собственной выгоде.

Существует такая тенденция, что американские союзники гораздо
активнее торгуют со странами, попавшими под санкции США, чем с
другими партнерами. Отчасти это вызвано тем, что у Америки большое
количество конкурирующих в сфере коммерции союзников. Кроме того,
это объясняется и тем, что такие государства используют свои
альянсы с Соединенными Штатами в качестве политического прикрытия,
чтобы защитить свои компании от американского возмездия. По сути
дела это означает, что США субсидируют экономики своих союзников в
ущерб собственным компаниям.

Этот довод хорошо проиллюстрирован американскими санкциями против
Ирана и Кубы. Санкции против Ирана вынудили американские нефтяные
компании заниматься коммерцией в других местах или уступить свой
бизнес иностранным фирмам. Не случайно компания Halliburton,
выслушав едкие упреки в Конгрессе по поводу своих деловых связей с
Ираном, которые поддерживались через ее дубайскую дочернюю фирму, в
2007 году перевела в этот эмират всю свою штаб-квартиру.

Halliburton переехала по той простой причине, что ей было выгоднее
заниматься бизнесом в Дубаи, нежели оставаться в США. Как можем мы
надеяться на то, что наши компании не будут покидать страну, когда
правительство этой самой страны мешает им с выгодой заниматься
бизнесом?

В капиталистическом обществе компании держатся на плаву благодаря
прибылям, а не патриотизму (по крайней мере, в теории).

Сегодня, когда усиливается недовольство действиями государства,
которое раздает денежные средства убыточным компаниям, нет никакого
смысла в мерах американского правительства, вынуждающего фирмы с
хорошими возможностями для увеличения прибыли бежать из страны.

А что касается санкций США против Кубы, то за последние пятьдесят
лет Канада, Япония, Испания, Британия, Франция и Италия — все эти
страны активно выступали на стороне Гаваны, стремясь эти санкции
разрушить. Одна из главных причин коммерческой
конкурентоспособности этих стран на Кубе состоит в том, что они не
испытывают конкуренции со стороны американского бизнеса.

Когда американские компании получают возможность работать на
кубинском рынке, результаты их деятельности производят глубокое
впечатление. Когда Конгресс в 2000 году отменил большую часть своих
запретов на экспорт продовольствия и лекарств для Кубы, объем
американской торговли этими товарами увеличился с 6 миллионов
долларов в 2000 году до 350 миллионов в 2006-м.

Сколько новых рабочих мест можно было бы создать, если бы
американские компании вновь получили возможность в полном объеме
торговать с Кубой? Прошло почти 50 лет, но санкции США так и не
привели к смене режима в этой стране. А упущенная выгода
американских компаний измеряется многими миллиардами долларов.

Вместо того, чтобы проводить политику по принципу «сам себя пусти
по миру», эффективность которой в основном чисто символическая,
Соединенным Штатам надо сделать так, чтобы внешнеторговая политика
государства определялась прагматическими интересами и коммерческими
потребностями.

Что примечательно — те самые конгрессмены, которые поддержали
положение «Покупай американское», содержавшееся в пакете
экономической помощи, в 1996 году также поддержали закон
Хелмса-Бертона, которым были законодательно оформлены санкции США
против Кубы.

Если Конгресс может голосовать за лозунг «Покупай американское», то
почему он не в состоянии проголосовать за другой лозунг — «Продавай
американское»?

Американские санкции выливаются в потерю американских рабочих мест.
Сегодня, когда у нас новая администрация, а над страной навис
мощный экономический кризис, у политических руководителей
появляется уникальная возможность преодолеть сопротивление
окопавшихся деловых кругов с общими интересами, которые
поддерживают санкции против таких стран, как Иран и Куба, и сделать
что-то позитивное для американской экономики. Самое лучшее в этих
действиях следующее: нам не надо будет платить за них своими
налогами.

Брайан Эрли — научный сотрудник Дубайской инициативы (Dubai
Initiative) Белферского центра по науке и международным отношениям
(Belfer Center for Science and International Affairs) Гарвардского
университета. Он проводит исследования в рамках подготовки своей
книги о том, как экономические санкции влияют на международную
торговлю.

Источник

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *