В своем обращении, направленном 11 марта в
органы власти и управления Пермского края, президенту и
правительству России, активист национального движения коми-пермяков
Марина Белавина заявила о бедственном положении коми-пермяков. Как
сообщил корреспондент Каспарова.Ru, Белавина связывает сложившуюся
ситуацию с ликвидацией автономии коми-пермяков.
Активистка утверждает, что с ликвидацией
национально-территориальной автономии коми-пермяков, власти нового
края методично уничтожают коми-пермяцкий народ и его национальную
идентичность. В частности, в школах бывшего округа больше не
преподают коми язык. Закрыты центр детского творчества, ремесленный
центр, закрывают центр национальной культуры, окружной кинотеатр и
Коми-пермяцкое издательство.
«Мы считаем, что подобные действия противоречат государственной
политике, нарушают права национальных меньшинств и права человека.
Мы выступаем в защиту окружных и городских культурных учреждений и
учреждений дополнительного образования, попадающих “под
нож”. Мы намерены привлечь к этой проблеме все дружественные
финно-угорские регионы как России, так и зарубежья», –
говорится в обращении активистки.
Напомним, что Коми-Пермяцкий автономный округ ликвидирован в
декабре 2005 года путем объединения с Пермской областью. Ликвидации
округа предшествовали беспрецедентная пропагандистская кампания и
объединительный референдум.
Проблема же именно коми-пермяцкой культуры очень существенна.
Некоторое время представители этой культуры не имели права голоса,
при том что коми-пермяцкий округ гораздо богаче Пермской области,
заявляет комитет.
По словам Тыну Сейлентхаля, Консультативный комитет финно-угорских
народов дал понять, что, в экономическом плане, жизнь коми-пермяков
не изменилась к лучшему.
«Если у них будет свой народный округ, то они станут единственным
финно-угорским народом, который будет в большинстве на своей земле,
а сейчас, когда они в Пермской области, они составляют лишь 2-3% от
населения», — сказал Тыну Сейлентхаля.
http://www.finugor.ru/?q=node/10428
http://www.finugor.ru/?q=taxonomy/term/8
Между тем о своем незавидном положении заявляют и буряты после
объединения двух автономных округов, населенных национальным
меньшинством, с Читинской областью в Забайкальский край.
В отличие от Северного Кавказа и исламского Поволжья,
финно-угорские народы, проживающие на территории нынешних Марий Эл,
Мордовии, Удмуртии, Карелии, Коми, во времена Гражданской войны и
распада России в начале XX века особой сепаратистской активности не
проявляли и оказались скорее в лагере «догоняющих». Однако
возможности для создания альтернативной официозу исторической и
культурной традиции здесь весьма велики. Это обусловлено
несколькими причинами. Во-первых, финно-угры относятся к одной
этноязыковой общности, близки по чертам быта, культуры, уровню
развития социально-экономических традиций, историческому опыту
(совместное сопротивление татаро-монголам, Казанскому ханству,
Московсковии). Во-вторых, процессы глобализации поощряют свободный
информационный обмен как между проживающими в России финно-уграми,
так и взаимодействие с этнически близкими эстонцами, финнами и
венграми (которые, в свою очередь, готовы спонсировать проекты
информационного и культурного сотрудничества). В-третьих, большая
часть финно-угорских регионов (особенно в Поволжье) заметно отстает
по уровню жизни от других территорий и болезненно ощущает
недостаток внимания федеральных властей к своим проблемам. Иногда
это сопровождается недовольством отдельными политическими шагами
Москвы – такими, как попытка ввести кириллическую основу всех
официальных языков в РФ, вызвавшая широкий протест в Карелии.
Не исключено, что в ближайшее время будут предъявлены претензии к
проекту ликвидации автономии Коми-Пермяцкого округа.
У сепаратистской активности в этих регионах существует два
источника. Первый – стремление местной элиты к повышению
собственного статуса (а иногда и улучшению материального положения)
через контакты с Финляндией, Венгрией и Эстонией. Значительная
часть недавних лидеров национальных движений уже стала частью
местного истеблишмента. Большинство из них делает акцент на
возрождении культуры финно-угорских народов, обходя вопросы
«политического самоопределения» стороной. Второй –
деятельность местных маргинальных сил, обвиняющих региональные
власти в «потакании» Москве («партия Дорьям асънымос» в Коми,
группа эрзянских националистов вокруг газеты «Эрзянь Мастор» в
Мордовии). Национал-радикалы высказывают крайне негативные оценки
российского влияния на историю финно-угорских народов, обвиняя
Москву в ассимиляции, а также в колониальной политике выкачивания
ресурсов («Взоры Москвы, а теперь и всего мира с вожделением
направлены на нашу землю. Идут эшелоны с лесом, углем, цистерны с
нефтепродуктами. По трубам течет нефть. Но это только начало,
утверждает правительство республики заодно с нефтяными и газовыми
королями России. Нас ждут новые трубы, обезображивающие нашу Парму,
изрытая рудниками земля (бокситы Тимана, марганец Инты, золото
Кожима)». Особенностью предлагаемой национал-радикалами
идеологической модели является апелляция к первым годам Советской
власти и к Ленину, с именем которого связывают провозглашение права
наций на самоопределение. В эту логику вполне укладывается резкая
критика сотрудничества местных властей с Русской православной
церковью, в которой радикалы видят одного из проводников «имперской
политики».
Изоляционистские настроения иногда проявляются в Санкт-Петербурге
(вот несколько любопытных фрагментов из заявлений «питерских
сепаратистов»: «Мы в полной мере отдаем отчет в том, что с момента
разгрома Новгородской республики войсками Московских царей, на
территории исторической Ингерманландии никогда не было
действительно демократического и правового устройства — ни в
годы Московской, ни Шведской оккупаций». «Всей страной в «золотой
миллиард» безусловно не попасть. Но 5-6 миллионов человек,
проживающих в геополитически важном районе, войти туда еще
могут… Работать над тем, чтобы граница «Большой Европы»
прошла не по Нарве, а по Волхову, мы считаем делом достойным и
нужным».
Добавить комментарий