"Остров Россия" машет миру кулаком

"Остров Россия" машет миру кулаком


Хоккейная победа
в Швейцарии вызвала ночные гуляния молодежи в крупных российских
городах и оживленную переписку в Интернете и блогосфере. Тон многих
комментариев — откровенно агрессивный: спортивная победа
рассматривается в постах как торжество России вообще и
подтверждение превосходства России над странами Запада.

О роли спорта в массовом сознании и воспитании патриотизма
рассуждает социолог Борис Дубин.

— Очевидно, что в данном случае речь идет не о самом спорте, а о
его потреблении, о его социальном и даже больше того — политическом
использовании. Не то, чтобы кто-то манипулирует умами тех, кто
пишет в блогосфере. Политика сегодня в России устроена так, что ее
почти не видно, если не брать ритуалов, которые нам показывают по
телевизору. А так она вроде бы рассеяна всюду, в том числе в
поведении людей на спортивных состязаниях или национальных
праздниках. Там выражаются их политические установки и политические
взгляды.

"Остров Россия" машет миру кулаком

Хоккейная победа в Швейцарии вызвала ночные гуляния молодежи в
крупных российских городах и оживленную переписку в Интернете и
блогосфере. Тон многих комментариев — откровенно агрессивный:
спортивная победа рассматривается в постах как торжество России
вообще и подтверждение превосходства России над странами
Запада.

О роли спорта в массовом сознании и воспитании патриотизма
рассуждает социолог Борис Дубин.

— Очевидно, что в данном случае речь идет не о самом спорте, а о
его потреблении, о его социальном и даже больше того — политическом
использовании. Не то, чтобы кто-то манипулирует умами тех, кто
пишет в блогосфере. Политика сегодня в России устроена так, что ее
почти не видно, если не брать ритуалов, которые нам показывают по
телевизору. А так она вроде бы рассеяна всюду, в том числе в
поведении людей на спортивных состязаниях или национальных
праздниках. Там выражаются их политические установки и политические
взгляды.

А для большинства россиян сегодня стоит очень острая и, видимо, не
решаемая (по крайней мере, в краткие сроки) проблема. Кто умнее,
что мы означаем, где мы находимся на общей карте? Ставится эта
проблема, конечно, прежде всего, в агрессивных тонах и в технологии
противопоставления: «мы — они». Кто упоминается в блогах? «Душевно
убогие европейцы» — вот кого мы победили. А мы как бы и душой
широки, и телом крепки. Это имеет чрезвычайно косвенное отношение к
самой победе как таковой и к спорту.

— Почему тон задает молодежь?

— Во-первых, спорт ориентируется на молодежь, представляет
молодежь, вовлекает молодежь. С другой стороны, видимо, именно
молодежи чем дальше, тем больше, в нынешних российских условиях
многого не хватает, она испытывает дефицит символов коллективного
успеха и коллективного признания. В «Живом журнале» мелькают на
этот счет слова насчет того, что маловато было у нас побед, и вот,
слава Богу, наконец, пошли победы на хоккейных полях. Здесь
молодежь — интересант спорта, тот слой, который выражает наиболее
острые дефицитные проблемы сегодняшнего российского общества. И,
наконец, в силу просто молодежной витальности она выражает точку
зрения максимальной агрессии.

— Лидер российской команды Илья Ковальчук и старший тренер Вячеслав
Быков после победы говорили о том, что им хочется принести в дома
россиян радость, причем оба связали это с финансово-экономическим
кризисом. Якобы проблемы отойдут на второй план, спортивной победе
порадуешься — и станет, скажем так, стол богаче. Такая функция
замещения характерна для массового сознания?
Задача самоизоляции, построения «острова Россия», который всем
машет кулаком и хочет показать, какой он сильный, — все-таки это
позавчерашний день

— Она характерна для сознания людей, живущих в ситуации дефицита.
Дефицит в данном случае не просто нехватка денег или каких-то
товаров. Дефицит — этот преимущественно смысловой: людям недостает
богатства связей, богатства представлений, богатства ориентиров,
богатства выбора. В этих условиях одно замещается другим постольку,
поскольку ресурсов очень мало и черпать получается мало из чего.
Вообще, спорт, если говорить о его социальном и политическом
употреблении (на что обращали внимание в начале прошлого века и
Ортега-и-Гассет, и Николай Бахтин, брат более знаменитого Михаила
Бахтина) чем еще сильно действует? Он предельно упрощает
реальность. Он именно потому вовлекает в такие сильные эмоции,
потому что мир в нем очень упрощен. Мы — они, гол нам, гол им, кто
стоит на первой ступеньке, кто стоит на третьей, кто вообще нигде
не стоит. И вот эта притягательность простого в условиях дефицита
тоже оказывается очень мощным координатором для рассеянного
массового сознания. В России сегодня символа сплочения
действительно не достает, а тоска по нему, в том числе
ностальгическая, в общем, велика.

— Через неделю Россию ждет еще одна кампания ажиотажа, поскольку
пройдет финал конкурса Евровидения, да еще и в Москве. Будет такой
тоже песенный спор: кто победит, кто проиграет. Получается, что
патриотизм в российских условиях выступает как некий способ лечения
фрустраций, в том числе общественных и общественно-политических.
Это характерно только для России или это общемировая тенденция?

— Спортивное фанатство и стремление увидеть за спортом
противостояние двух миров, двух систем («нашей» и «не нашей»),
компенсировать многие дефициты, которые в реальном обществе сегодня
есть, — вещь более или менее распространенная для новейшего
времени. Тут всегда важно, в каких условиях это возникает и
реализуется, и с какими другими символами соединяется. Если главным
становится стремление утереть нос и показать, кто мы такие, то к
этому подтягиваются и победы на спортивных полях, и победы на
эстрадных сценах. Массовому сознанию, особенно при отсутствии
какой-то действительно специализированной работы по его прояснению,
все равно, вообще говоря, из чего делать такие символы
противостояния. Тут любой материал пойдет в дело.

— Целенаправленная работа элит по формированию или прояснению
массового общественного сознания в России ведется или нет?

— Я бы сказал, крайне слабо. Внутренняя консолидация с элитами,
место в обществе, признанность интеллектуальных возможностей людей
— дело с этим обстоит неважно. Общая обстановка последних семи,
восьми, десяти лет — не очень хорошая почва для интеллектуальной
работы, самокритики, прояснения собственных предрассудков. Скорее,
наоборот, последние восемь-десять лет были временем довольно
сильной мифологизации массового сознания и ритуализации политики,
она все больше и больше сама начинала напоминать что-то вроде
спортивной игры или какого-то другого похожего на нее ритуала.

Задача воспитания патриотизма и всего прочего в таком масштабе и
контексте, вообще говоря, отсылает к довольно давним временам и
представлениям. Во всех обществах нового времени любят спорт, но
все-таки особое значение он почему-то начинает приобретать тогда,
когда встает задача сплочения всей нации вокруг вождя и вокруг
противостояния всяким «другим». Мы помним, что так было в Германии,
в Италии в первой трети прошлого века. Разумеется, не везде так. Но
важно, с чем это соединяется в каждой отдельной стране. В Британии
культ спорта не соединился с подъемом фашизма, а в Италии, Испании
и Германии соединился. Все-таки задачи такого коллективного
сплочения и построения чего-то вроде национального государства, тем
более такого триумфального построения — все-таки это задачи
позавчерашнего дня. В Европе сегодня, да и во всем мире контекст
совершенно другой.

Кстати, и общий кризис вносит совершенно другой контекст в это
дело. Контекст, конечно, глобальный, контекст взаимных зависимостей
всех ото всех. В этом смысле опять задача самоизоляции, построения
«острова Россия», который всем машет кулаком и хочет показать,
какой он сильный, — все-таки это позавчерашний день, как бы
современно и даже актуально это ни выглядело для более молодых
участников социальной жизни.
Источник

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *