Павел Сморщков,
Сюзанна Камара
ФОТО: Reuters
Президент США
хочет реанимировать радикальный законопроект, направленный против
уклонения от налогов с помощью офшоров. Его значение может быть
более фундаментальным, чем просто пополнение бюджета: он будет
способствовать более сбалансированному экономическому росту после
депрессии, предполагают аналитики.
Администрация США собирается ужесточить своё налоговое
законодательство, чтобы закрыть для корпораций возможности
легального ухода от налогообложения с помощью офшоров. Предложения
о соответствующих изменениях правил налогообложения 4 мая высказал
президент страны Барак Обама.
Павел Сморщков,
Сюзанна Камара
ФОТО: Reuters
Президент США
хочет реанимировать радикальный законопроект, направленный против
уклонения от налогов с помощью офшоров. Его значение может быть
более фундаментальным, чем просто пополнение бюджета: он будет
способствовать более сбалансированному экономическому росту после
депрессии, предполагают аналитики.
Администрация США собирается ужесточить своё налоговое
законодательство, чтобы закрыть для корпораций возможности
легального ухода от налогообложения с помощью офшоров. Предложения
о соответствующих изменениях правил налогообложения 4 мая высказал
президент страны Барак Обама.
Ставка федерального налога на доход корпораций в США в
зависимости от величины дохода варьируется от 15% до 39%. Однако, к
примеру, в 2004 году компании показали $700 млрд якобы офшорных
доходов и уплатили по ним всего $16 млрд налогов, то есть средняя
эффективная налоговая ставка составила 2,3%,
указывает информагентство Bloomberg. Всего же за последние 10 лет
американские корпорации сэкономили $190 млрд, используя вполне
легальные методы ухода от налогов.
Такие методы были характерны для периода экономического роста,
когда даже возникавший дефицит госбюджета довольно безболезненно
покрывался. В частности, в 1997 году было введено правило «галочки»
(check-the-box), разрешающее компаниям классифицировать дочерние
предприятия и подразделения в рамках корпоративной структуры для
целей налогообложения, выбрав один из предложенных вариантов ответа
(отметив его «галочкой») и не представляя подтверждающую
документацию. Это положение должно было сократить объемы отчётности
как для самих компаний, так и для налогового ведомства.
Но в нынешней кризисной ситуации, когда после принятых
антикризисных расходов бюджет США в 2010 году может свестись с
рекордным дефицитом в $1,2 трлн, государство стремится пресечь все
налоговые поблажки.
«На мой взгляд, это направлено на оправдание расходов бюджета США
на громадную финансовую помощь, – замечает партнёр
международной практики компании «Центр юридического сопровождения
бизнеса» Александр Захаров. – С другой стороны, администрация
Обамы пытается противодействовать выводу этих средств из страны
через офшоры (любимые американцами Кайманы, Багамы, Бермуды)».
Если говорить конкретно, придаётся новый серьёзный импульс
внесенному 17 февраля 2007 года в конгресс США законопроекту «О
предотвращении злоупотреблениями налоговыми гаванями» (Bill S. 681
«Stop Tax Haven Abuse Act»), указывает юрист.
«Данный акт по борьбе с офшорами является в настоящее время
наиболее прогрессивным в мире и одновременно радикальным»,
– отмечает он. Более того, при проведениях налоговых проверок
в таких случаях, по сути, не будет действовать презумпция
невиновности: бремя доказывания в случае расследования в отношении
активов американских компаний, скрытых на офшорных счетах, теперь
ложится на корпорации и их представителей. «Основная мысль
законопроекта такова: если у тебя есть траст или компания в офшоре
– ты сам должен доказать, что ты платишь налоги в полном
объёме в США», – отмечает Захаров.
«План Обамы является неожиданным и создаст много проблем»
американским компаниям, заявила Памела Олсон, возглавлявшая
налоговый департамент минфина США при президенте Джордже Буше.
Впрочем, вряд ли это такие уж неожиданные меры, ведь они лежат в
общем русле борьбы с офшорами. И, в частности, на последнем саммите
глав государств «большой двадцатки» в начале апреля в Лондоне
практически единственным совместным решением, уже сопровождающимся
реальными действиями, стала декларация противодействия
необоснованным недовыплатам в бюджет по подобным схемам.
По планам Обамы и министра финансов США Тимоти Гайтнера, эти
предложения увеличат чистый доход госбюджета от налогообложения за
период с 2011-го по 2019 год на $86,5 млрд. А вкупе с сокращением
возможностей налоговых вычетов по доходам дочерних подразделений
американских компаний за рубежом и изменением положений о налоговых
кредитах прирост доходов США от налогообложения юридических лиц
составит как раз сумму в $190 млрд и будет максимальным с 1986
года,
прогнозируют аналитики Bloomberg.
Помимо пополнения бюджета эта мера поможет сделать отчётность
компаний более прозрачной, добавляет начальник аналитического
отдела департамента финансовых рынков ИК «Грандис капитал» Денис
Барабанов. А главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин
считает, что американские финансовые власти смотрят ещё дальше.
Во-первых, ужесточение налоговой практики вызвано необходимостью
борьбы с инфляцией, которая вырастет в результате предпринимаемых
администрацией Обамы в условиях кризиса мер макроэкономического
стимулирования после окончания рецессии, в 2011–2019 годах. А
во-вторых, тем самым американские власти хотят переориентировать
инвестиции с офшорных счетов на долгосрочные проекты внутри США,
прежде всего связанные с высокими технологиями, экономией ресурсов
и добычей, что должно предотвратить раздувание новых «пузырей» на
отдельных рынках, заключает Осин.
Правда, предлагаемое увеличение налоговой нагрузки может стать лишь
«первым шагом к более значительному повышению налоговой
нагрузки,
которое потребуется в будущем для погашения долга правительства»,
предполагает главный экономист УК «Русь капитал» Алексей Логвин,
нежели $190 млрд за 10 лет, которые «меньше чем капля в море для
американской экономики». Таким образом, это станет своеобразным
штрафом для всех, а не только для провинившихся налогоплательщиков.
И дальнейшее усиление «налогового пресса» не позволит американской
экономике достичь темпов роста на уровне кредитного бума последних
лет,
прогнозирует Осин. Хотя «если компания не получает прибыли, то ей
данная мера вреда не нанесёт», замечает Барабанов.
Впрочем, идеи Обамы и Гайтнера могут остаться только идеями,
поскольку в демократических государствах принятие отдельных
решений, по крайней мере формально, не зависит от желания
одного-двух человек. И с прохождением билля № 681 в конгрессе могут
возникнуть проблемы. «Полагаю, что в следующий понедельник
республиканцы, которые, как правило, лоббируют в сенате интересы
крупных корпораций, воздержатся от поддержки инициативы Обамы»,
– предсказывает Захаров.
Добавить комментарий